За что детские фотографы любят детей.

Дарья Прудникова: детский фотограф, преподаватель фотошколы, дизайнер одежды, детский психолог и мать двоих детей, рассказала нам, как подружиться с ребёнком, что мешает хорошей фотографии и почему её сын не любит фотографироваться.
- Дарья, почему из всего разнообразия направлений фотографии тебя привлекает детская съёмка?
- Не знаю(смеётся). Нет, правда. Я давно с детьми. В общей сложности лет шесть-семь. Ну, во-первых, я долгое время занималась социальной работой с подростками. Мне тогда были больше интересны уже сформированные личности. А однажды заметила, что у меня процентов 80 портфолио – того, что нравится, что мне по душе – фотографии детей. Как все начинающие детские фотографы сначала ориентировалась на Анну Геддес, Лизу Джейн: все эти очень милые картинки, всё такое завораживаюшее.
Сейчас дети – то, что уже действительно интересно. Детские эмоции – они странные, они разные. Просто дети не умеют врать. Кроме того, я училась детской психологии и решила понять, как всё это можно применять на практике.
- То есть, по образованию ты психолог?
- Дизайнер одежды. Детская психология – это курсы в ЮАР, Африканская школа. На курсы меня направили в связи с социальной работой. Так как в этом деле нужно доносить ребёнку жизненные ценности, уроки. А это невозможно без умения налаживать контакт, умения подружиться с ребенком. Если бы все наши преподаватели учились в этой школе, у нас была бы лучшая система в мире. Серьёзно. Потому что сам подход к детям совершенно иной.
- В чем особенность этого подхода?
- Сама система обучения меня поразила – ты сразу попадаешь в мир ребёнка, с тобой общаются совершенно не так, как со взрослым человеком. В общем, создаётся такая атмосфера, что ты на час попадаешь в своё детство. Первые 10 минут кажется, что все сошли с ума, потом привыкаешь. Дальнейшее обучение проходило уже в более привычной форме.
Это переворачивает сознание с ног на голову. Я обучалась по этой программе несколько ступеней, в разных городах. После этого мне мир детей стал действительно дорог: я увлеклась, погрузилась.
Так начался мой интерес к детям. Потом появились свои. Поэкспериментировала, камеру хорошую приобрела, с полугода активно фотографировала сына, все новые приёмы отрабатывала на нем…
- Он, наверное, привык к камере, любит фотографироваться…
- Ненавидит. Ну то есть, говорит, мам, давай по быстрому. Пять минут попозирует и идёт заниматься своими делами, мультики смотреть. Я его не много фотографирую сейчас.
- То есть ты предпочитаешь, чтобы дети позировали на камеру?
- Ну как тебе сказать…Всё, это уже начинается мастер-класс по психологии детской съёмки (смеётся). Я делаю так, чтобы они сами не замечали, как позируют. Просто мой сын это знает, знает все мои приёмы и хитрости. Но всё, чему я научилась, действует даже с ним. Прокатывает. И даже когда он совсем не хочет сниматься, я могу сделать так, что он согласится сниматься. Главное, найти правильный подход к ребёнку - и вот он уже делает то, что мне нужно. Психология. Они сами не понимают, что позируют.
- Уже несколько лет ты занимаешься преподавательской деятельностью, на что ты делаешь упор, работая с теми, кто хочет снимать детей?
- Первое и основное, чему я учу на мастер-классах, это психология-психология-психология. Только принципы подхода. Хотя нет, конечно, ещё схемы света, но это не основное.
Если я даю полноценные курсы, 6 часовые, то 4 часа психологии, 2 часа – схемы света. Очень многим детским фотографам не хватает понимания работы с детьми, с родителями этих детей. Начинающие фотографы уже научились хорошо ловить детей в естественной атмосфере. Как правило, я слышу - ну что там снимать, всё просто, дети всегда милые. Есть единицы, работающие вдумчиво. Почему большинство детских фотографов снимает с естественным светом? Потому что дети подвижны, их невозможно удержать в кадре…Возможно! Большинство моих портретов сделаны с портретной тарелкой, с рефлексиком. Потому что детей можно увлечь, если знать, как это делать.
- Что, на твой взгляд, мешает фотографам работать с детьми?
- Очень сложно перешагнуть этот барьер, синдром взрослого. Например, я понимаю, что у меня есть свои дети, я должна быть серьёзной, взрослой....Но важно, сложно и интересно преодолевать этот синдром каждую съёмку.Ползать с детьми, погружаться в их мир. Когда я работаю, мне хочется понять детские эмоции.
Дети интересны тем, что они не врут. Доктор Хаус говорит, что все врут, так вот дети – не врут. Даже если дети играют на камеру, их эмоции живые. Это интересно. Взрослый всегда сыграет. А там ты не скажешь - улыбнись. Ты достанешь эту улыбку.
- Дарья, большинство твоих фотографий сделано с использованием студийного оборудования. Почему студийная работа тебе интереснее?
- Мне нравится быть хозяйкой положения. А студия дает возможность управлять светом, как хочется. Это самое основное. Студия даёт эту власть. Если есть умение, можно создать любой эффект. Я не из тех фотографов, которые будут лезть в шесть утра на гору, чтобы поймать особенный лучик света.
- Почему тебе интересно преподавать фотографию?
- Преподаю, потому что интересно смотреть, как люди растут. Я всегда довожу группы до конца, потому что у меня уже есть ответственность перед этими людьми. Очень здорово смотреть, что они делали в начале курса и что делают на дипломном занятии. Или через месяц после курсов. С людьми заинтересованными я стараюсь поддерживать контакт, просматривать их работы, оставлять комментарии.
(с) Специально для фото студии "5 этаж"
1 июня 2011: Мастер – класс Прудниковой Дарьи по психологии детской съёмки.
Фотостудия «5 этаж»,
Завод «Красный треугольник»
Набережная обводного канала 134, корпус 260
Телефон: +7 (921) 951-56-90
Статью разместил(а): Дарья Прудникова
Раздел: Фотография
Tweet |
|
Комментарии к статье:
Спасибо, очень интересная статья. Я полностью согласна, что для детского фотографа, полезно знать возрастную психологию)