Фотографические открытки - немного истории детской фотографии.

Фотографические открытки - немного истории детской фотографии.

Дети на красивых праздничных карточках, фотопортрет нарядного семейства в торжественной обстановке – открытки всегда были очень популярны и востребованы и среди фотографов и среди их клиентов. А тема детства и семьи вписывается в этот жанр фотографии как нельзя лучше. Когда появились фотооткрытки и какими они были?

  

Интересуясь историей фотографии, в частности детской, я столкнулась с тем, что обнаружить истоки какого-то направления фотографии достаточно сложно. Когда фотосъёмка детей сложилось в отдельный жанр? Кто были первыми детскими и семейными фотографами? Картинка не особенно складывалась, во-первых, потому, что «детский фотограф» как таковой возник уже ближе к нашему времени, когда фотография стала наиболее популярна и востребована. В работах же старых мастеров, за очень редким исключением конца XIX – начала XXвеков – во времена рождения фотоискусства, детские портреты не только не доминировали, но и вообще были не частыми. В основном это были фотографии сделанные для богатых клиентов – тогда фотопортреты считались роскошью и далеко не все могли себе их позволить. Были снимки выпускников гимназий. Некоторые творческие люди сделали фотографию своим хобби – например Льюис Кэрролл был не только талантливым писателем, но и ещё и замечательным фотографом, а многие его работы – это именно детские фотографии. И вот самым интересным, показалось мне, проследить какой была детская и семейная фотосъёмка на заре своей «юности» на примере… старинных фотографических открыток. Вот куда тема детства могла ложиться как на своё собственное, удобное местечко.

 

История открытки вообще очень интересна. Сначала открытки назывались «открытое письмо» и не были фотографическими. Они были вовсе без каких-либо изображений. Это был некий бланк на плотной бумаге - на одной его стороне писали адрес и наклеивали почтовую марку, здесь также приводилось правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Другая сторона служила для письменного сообщения. И лишь позже на них стали появляться иллюстрации.

 

Что касается поздравительных карточек, тут есть замечательная история. Считается, что первой печатной рождественской открыткой стала поздравительная карточка, разработанная в 1840 году по заказу одного респектабельного англичанина. Он не успевал поздравить с Рождеством всех своих родных и близких и обратился к одному своему знакомому художнику. Он попросил приятеля сделать 1000 поздравительных карточек с каким-нибудь простым рисунком. Большая часть этих карточек была отправлена в конвертах по почте. Остальные джентльмен… продал по шиллингу прохожим на улице. Предприимчивым англичанином был Генри Коул - первый директор музея Виктории и Альберта в Лондоне.
 

Вот эта открытка:

 

 

Эта открытка с нарисованным изображением. Но решила я показать её в этой статье не случайно – ведь очень показательно, что уже на одной из первых печатных открыток использовалось картинка из жизни семьи.

А вот и дети на первых старинных открытках:

 

 

Сюжет этой карточки тоже показателен. Известно, что печатная открытка появилась в конце 19 века, и одними из первых были сувенирные карточки рекламного толка. Такие своеобразные открытки можно считать прабабушками сегодняшних рекламных буклетов. Их клали в коробки со своей продукцией производители – в конфеты, печенье, одеколон. В Росси первыми привлечь покупателей к своим изделиям таким способом попробовали «Товарищество А.А. Абрикосов и Сыновья», известное сегодня как «Кондитерский концерн им. Бабаева». И уже на первой такой карточке использовалось изображение ребёнка – производители сладостей не демонстрировали свои изделия, а взывали к самым светлым чувствам своих потенциальных покупателей - к родительским.

 

Но самой популярной тема семьи и детства стала на праздничных поздравительных открытках.

 

Ещё немного истории: первые открытки появились в конце XVIII начале XIX веков, они были ручной работы – они могли изготавливать с применение и кожи и шёлка, украшались бисером, лентами и даже сушёными цветами. Первые же печатные карточки, появившись в конце XIXвека, быстро стали популярными. Открытые письма в виде бланков постепенно потеснили первые иллюстрированные карточки. В России таковыми были именно фотографические видовые открытки. Первой известна серия с фотографиями достопримечательностей Москвы из пяти открыток. Они содержали надпись "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года" . А следом за видами городов и ландшафтов появились на открытках и фотопортреты детей, фотоизображения семейных сценок. И вот теперь, разглядывая старинные открытки, мы можем попытаться проследить по ним развитие таких направлений в искусстве, как фотосъёмка детей и семейная фотография.

На старинных открытках можно любоваться и такими сюжетами, которые сегодня фотографы называют «лавстори».

Как мы видим, уже тогда фотосъёмка лавстори была популярна.

Сегодня подражание старинным открыткам стало модным направлением в фотоискусстве. Винтажная фотография радует глаз, детские фото не редко оформляются в виде виньеток, стилизуются под открытки. Помимо прямого цитирования винтажных изображений, можно увидеть и влияние старинных открыток на творчество многих современных фотографов. Например, сюжеты работ Анны Геддес, популярного ныне детского фотографа, напоминают некоторые старинные карточки. И примеров здесь может быть много. Только вот, на мой взгляд, не часто на современных фотооткрытках есть та энергетика и то простое и чистое ощущения детства, которые рождают старинные открытки.

Рассматривая фото детей на старинных открытках, я заметила некую схожесть их с работами многих современных детских фотографов. Большинство и тех и других несут позитив, показывают яркие и радостные детские эмоции и призваны вызвать умиление и тёплые чувства у зрителя, то же можно сказать и про семейные фотографии. Но одинаковость эта, на мой взгляд, лишь мимолётная, только внешняя... Просмотрев даже немного сайтов с подобными фотографиями (за исключением лишь редких из них) начинаешь испытывать такое приторное чувство, будто съел килограмм халвы, заел вареньем и запил сладким чаем. А, глядя на старинные открытки, вроде бы с подобными радостными и милыми детишками и дружными семействами – такого чувства не возникает, а просмотрела я их множество, подготавливая этот материал. После старинных открыток остаётся в душе что-то светлое, возвышенное. И никакой тебе халвы с вареньем. Может именно такой и должна быть детская фотография?

И в заключении ещё несколько фотографических открыток, но уже более позднего времени. Да и они теперь – история.

Автор статьи Екатерина Степанова.



Статью разместил(а): Екатерина Степанова

Раздел: Фотография

Комментарии к статье:

Иоланта Д. 07.01.2012, 17:55

Очень интересная статья!)))

Екатерина Степанова 07.01.2012, 23:13

Спасибо! Я старалась))

♥Марфа ♥♥ 08.01.2012, 14:02

Добрый день,уже второй месяц мучаюсь этой темой!
Напишу в личку. Наталья (мама Глафиры и Марфы)






Мария Бачелис 11.01.2012, 00:20

Интересно и познавательно.Спасибо!

Анна Козлова 14.04.2013, 21:39

какая приятная и красивая статья!

Я ищу:


Разделы
Статьи раздела